УРАЛИНФОРМБЮРО
Серебряный бизнес
или
«бабушки нашего двора»
После 50 лет профессиональная жизнь героев «Уралинформбюро» не закончилась, а, напротив, дала кульбит: новые обязанности,
статус, умения и навыки.

Они занялись неожиданным для себя видом деятельности, возглавив пусть небольшой, но свой бизнес.
«Я не могу быть спокойной — сразу состарюсь и умру», — восклицает Татьяна Старовойтова.
Она руководит музыкальной школой для взрослых.
Олег Загвоздкин, проштудировав энциклопедии о быте русских крестьян, решил шить косоворотки.

Елена Лашко, отработав нескольких десятилетий бухгалтером и экономистом, реализует «глянцевую мечту» своей жизни, в роли стилиста.

Мы ищем таланты за 60
С музыкой Татьяну свел… финансовый кризис.
Старенький особнячок на улице Белинского в Екатеринбурге, пожалуй, утихает только в ночные часы. Утром, днем и вечером он поет, звучит, гремит — мужскими и женскими голосами, философской скрипкой, нежным фортепиано, звонкими барабанами. «Оркестром» дирижирует Татьяна Старовойтова — собственник и директор музыкальной школы «Арт-мотив».
Серьезных предложений по работе не было. Пришлось просидеть дома пару лет.

«Я привыкла быть все время на публике, у меня аудитории были по 20 тысяч, а тут — одна. Начала осваивать Интернет-пространство. Научилась делать то, что не делала никогда — сайты. Для меня это была победа. Я ревела — так сложно это было.
Создала сайт, свой проект — электронный курс для организаторов праздников и представлений, начала читать тренинги, ездить в Москву», — рассказывает Татьяна.
Однако былого дохода новое дело не приносило. Решение «прилетело» неожиданно — открыть свою музыкальную школу. Шел 2011 год.

Татьяна быстро поняла, что работать с детьми и подростками не будет — с ними занимаются все.
А вот люди старше 40 остаются «за бортом».

«Как специалист с психологическим образованием, я осознавала, что люди, в первую очередь, идут не музыке учиться, а решить свою проблему — невостребованности, нереализованности. Мы зацепили этот нерв. Дали возможность взрослому человеку почувствовать, что он может, что у него обязательно получится. Начали делать первые мероприятия, первые концерты», — вспоминает Татьяна истории своих «учеников».


Самой старшей ученице в школе "Арт-мотив" — 83(!) года, и она играет на фортепиано.

«Еле поднялась к нам с палочкой по лестнице. Пришла и сказала: "Мне жить долго. Суставы болят — надо играть". Она занимается дома и каждый раз, как празднику, радуется приходу педагога. Выступает на наших концертах — играет Чайковского.

Мы не ставим задачу сделать профессионального музыканта. Другая стоит задача — чтобы человек мог реализовать себя», — подчеркивает Татьяна.

Одни приходили, чтобы выучить песню и сделать красивое предложение руки и сердца, другие — чтобы не стыдно было петь в караоке. Один мужчина полгода брал уроки игре на саксофоне, чтобы удивить жену на ее юбилей: прятал саксофон от супруги, убегал вечерами на занятия.


В музыкальной школе для взрослых преподают 16 дисциплин, самые популярные — гитара, фортепиано и вокал. Но все больше поклонников обретают ударные и саксофон, причем, что удивительно, у женской аудитории. «На ударных занимается девушка, у которой трое детей. Когда спрашиваем: "Зачем?" отвечает: "Как сяду за установку, как настучусь — домой прихожу белая-пушистая».

В среднем ежемесячно занимаются 130-140 человек: «За 6 с половиной лет мы провели почти 28 тысяч учебных часов, к нам обратилось 3 743 человека», — словно отчитывается о проделанной работе Татьяна.

Директор музшколы вспоминает, что первые инструменты собирали всем миром. Их она помнит «поименно».

«Этому пианино 60 лет, — показывает на красивый молочного цвета инструмент. — Забрали из неблагополучной семьи. Отреставрировали, настроили. Служит верой и правдой, звучит великолепно.

Одну гитару купили, потом вторую. Многие инструменты нам подарили. Начинали хорошей дружной командой — вместе с педагогами сами ремонт делали: стены красили, линолеум стелили. Старались экономить на таких вещах — все своими ручками».
Татьяна Старовойтова твердо уверена, что бизнес — это не для каждого.
По ее словам, многих трат в процессе становления бизнеса можно было избежать. Однако учиться приходится на своих ошибках: «Не обязательно сильно вкладываться — можно начинать с небольшого. Не надо сразу стараться получить быстрый результат. Шагнете через 10 ступенек — только штаны порвете. Надо по ступеньке».

«Сегодня часто слышишь — берите хобби и монетизируйте его. Честно скажу — ни фига, не всем. Кому-то лучше работать наемным сотрудником. Если начинать свое дело, надо сразу понимать: а как ты заканчивать будешь? И сможешь ли потянуть? И сколько лет сможешь тянуть?

Другой важный момент — когда делаешь бизнес на любимом деле, когда начинаешь планомерно заниматься финансами, администрированием, маркетингом, рекламой — оно перестает им быть. Любовь сосчитали, душу разделили по косточкам — и все. Поэтому не надо всем бросаться в бизнес».


Прошедшая «медные трубы» Татьяна строит масштабные планы на будущее — провести первый российский музыкальный фестиваль среди любителей. Только для взрослой аудитории.

«Я не могу быть спокойной, я сразу состарюсь и умру. Я безумно люблю свой проект — как дитя. Он позволяет быть счастливой мне, в первую очередь, но при этом я вижу глаза людей, которые говорят: "Спасибо, вы мне мечту открыли". Ради этого стоит жить».


Косоворотка ближе к телу
Олег Загвоздкин — из тех, кому на месте не сидится. В 20 с небольшим лет он уехал во Владивосток. Моряком торгового флота побывал в Европе, Японии, Китае, Сингапуре. Вернувшись в родную Верхнюю Пышму, работал в местной администрации, после чего занялся общественно-политической деятельностью.

«Я всегда любил заниматься тем, что мне интересно. Полезно каждые 5-7 лет менять свою деятельность», — говорит Олег и признается, что идея о собственном бизнесе настигла его одновременно с кризисом среднего возраста.

«Встал вопрос — что дальше? На работу в основном молодых брали. Общественная деятельность тоже не привлекала — надо было подумать о реальных деньгах. Получил дополнительное образование по специальности менеджмент, прошел курсы "Начни свое дело", начал читать спецлитературу. И одновременно — искать идею для бизнеса», — вспоминает Загвоздкин.


В свое время он заметил, что во многих странах национальная одежда играет важную роль. В Германии и Шотландии ее надевают по праздникам, а в азиатских странах используют для повседневной носки. А вот Россия эту традицию почти утратила.

Олег проштудировал книги, рассказывающие о быте русских крестьян, и нашел подробное описание традиционной мужской рубахи — косоворотки. Тогда же заказал стартовую партию косовороток из льна, чей «выход в свет» состоялся на саммите БРИКС в Екатеринбурге в 2009 году.

Загвоздкин чуть было не «упаковал» в косоворотку Дмитрия Медведева.

Обратился к чиновникам администрации Президента РФ: главы азиатских стран на крупные заседания всегда надевают национальную одежду, так почему бы нам также не сделать?

Идея понравилась, но реализовать ее не успели.


Первую партию косовороток Олег развез в сувенирные магазины. Продажи были, но не слишком быстрые. Одновременно с этим он искал предприятие, которое бы сшило косоворотку его мечты.

«Мне не понравилось, как были отшиты первые косоворотки. К тому времени у меня уже возник образ, какими они должны быть. Нашел фабрику в Иваново, попросил прислать пробный образец. Это было что-то такое фантазийное — золотисто-лубочное, как ансамбль Бабкиной. А мне хотелось сделать косоворотку элегантной и невычурной, но в то же время стильной и модной, которую можно носить в повседневной жизни, а не только по праздникам», — рассказывает бизнесмен.

В поисках подходящего варианта подвернулся цех на Уралмаше. Пошитая там косоворотка Олегу понравилась, и он уже несколько лет сотрудничает с предприятием. Но работа над улучшением модели не останавливается: «Косоворотка — не простая рубаха. При внешней незатейливости в ней заложено много смыслов. Вышивка, например, считалась оберегом — защищала от болезней и неудач».
Загвоздкин придумал собственный бренд
«Данила — русские косоворотки», который зарегистрировал в Роспатенте. Отшив крупную партию, поехал с ней на выставку вооружения в Нижнем Тагиле.

«Сначала ходил, заглядывал в глаза иностранцам. Затем понял — зачем им косоворотки, если у них своя национальная одежда есть? Зато соотечественники косоворотки покупали охотно. Одни —для стилизованных праздников, другие — для походов в баню», — вспоминает он.

«Сегодня я сфокусировал внимание на финансовой стороне вопроса. Поставил цель — в ближайшие 2 месяца найти инвестора и выйти на широкое производство. Уверен, что из косоворотки можно сделать национальный бренд. Большинство мужчин в нее можно одеть», — делится с «Уралинформбюро» своими планами Загвоздкин.

Средства на развитие бизнеса он также намерен привлечь с помощью краундфандинга. Проект «Своя рубаха ближе к телу» будет размещен на платформе Boomstarter. В долгосрочных планах — сделать из «Данилы» франшизу и продавать ее в регионы России.

«Поначалу кажется — родилась идея, и она сама тебя вывезет. Но чтобы она реализовалась, приходится потрудиться. Нужно учиться, посещать мероприятия, общаться со специалистами, искать средства. И так постоянно», — резюмирует Олег.

Стиль как неслучайный бизнес
Елена Лашко никогда не думала, что ей придется «поселиться» в Instagram. Да и соцсети особо не жаловала — некогда было. Работала главным бухгалтером, затем занималась своим делом — далеким от мира моды.

Тем не менее, была мечта.

«Меня всегда увлекала мода, выбор нарядов. Это идет из семьи, от бабушки, с которой мы вместе рассматривали журналы мод. Раньше был страшный дефицит, и для того, чтобы красиво одеться, нужно было применить максимум фантазии. Сколько помню, за помощью ко мне всегда обращались подруги — я была таким неофициальным стилистом. Хотя раньше вообще не было такой специальности, даже слова такого не знали», — улыбается Елена.

Случайностей не бывает. Как-то на глаза ей попалась реклама Уральской школы моды при архитектурной академии. В 53 года пошла учиться.

«Нашла себе занятие на пенсию, чтобы дома не сидеть. Выбрала примерное направление — работать с женщинами 50 плюс, поскольку мой возраст не затронут этой темой», — вспоминает стилист.

Многое было в новинку — пришлось осваивать соцсети, пройти курс работы в Instagram.
«Instagram — визитная карточка стилиста.
Эта сфера деятельности требует публичности.

Трудно было начать фотографироваться —
я с детства не любила стоять перед камерой. Но… задачу поставила. Пришлось учиться. За год у меня появилось 16 тысяч подписчиков.
Чем их больше, тем больше
внимания и, соответственно, работы», — отмечает Елена.
Поначалу клиенты
были разовые — знакомые знакомых.

А сегодня она сотрудничает с торговыми марками: «Я постоянно расширяю сферы деятельности. Персональная работа с клиентами, съемки для магазинов, проведение мастер-классов и вебинаров – это необходимо для того, чтобы была постоянная занятость».

Свою миссию Елена видит в том, чтобы призвать российских женщин
в возрасте выглядеть стильно, современно и индивидуально — с учетом модных тенденций и собственного вкуса.

«Одна из рубрик, которую я веду — "Мать и дочь или тренды без возраста".
Нет деления на моду для молодых женщин и тех, что старше. Все зависит
от фигуры, характера, внутреннего состояния и собственных потребностей. Но возраст тут совершенно ни при чем
», — уверена Елена Лашко.


Ее радует, что мода сегодня акцентирована на женщин в возрасте. На подиумах появляются возрастные модели, а многие известные бренды все чаще приглашают их для съемок в рекламе.

«Существует очень много стереотипов, которые ограничивают женщин. Надо бороться с ними. Сегодня как? Выходишь на пенсию — и все, конец жизни. Внуки, сад-огород — это максимум. Часто слышу фразу: "Да что тебе уже надо?" Да все мне надо! И жизнь продолжается. Классно, что реализовать себя можно в любом возрасте — было бы желание», — говорит Елена.

Как и Татьяна Старовойтова, она подчеркивает, что «свободное плавание» — это не для каждого: «Не все способны. Это определенные навыки, способности, характер — все взаимосвязано.

Лично для меня уход во фриланс был естественным шагом. Раньше я занималась бизнесом и осознавала все риски. А если человек всю жизнь работал на каком-то предприятии, а потом решил все бросить — тут другое дело.

Очень многое зависит от приобретенных навыков самостоятельного ведения дела и характера. Это не для каждого — в плане принятия решений и ответственности».
Ее радует, что развитие технологий подарило новые возможности для людей в возрасте. «Очень важно, выйдя на пенсию, найти себя, реализоваться. Потому что пенсия сегодня, даже если она максимальная, маленькая на самом деле. Это — копейки, на которые можно прожить, разве что сидя дома.

Во многих людях моего возраста заложен стереотип социальной неответственности. Они считают, что им кто-то что-то должен. Основная часть нашей жизни прошла, когда мы работали на государство, и оно нас обеспечивало определенными благами. Сегодняшняя жизнь подталкивает нас к самостоятельности. Это сложно, но и интересно. Возможности — они есть, если их поискать», — настаивает Елена.

Татьяна Старовойтова, Олег Загвоздкин и Елена Лашко станут участниками фестиваля «Стартап 50+», который пройдет 21 апреля в Екатеринбурге во второй раз.
Он направлен на привлечение людей старше 50 лет к активной деятельности в самых разных формах.
Это — начало своего собственного дела, творческая самореализация, наставничество и передача профессионального опыта.
«Мы ставим своей задачей сломать существующие стереотипы о том, что в этом возрасте пора готовиться к пенсии и заниматься исключительно домашним хозяйством! — отмечает председатель оргкомитета фестиваля, директор Центра "Стартап50+" Лидия Кузнецова. — Социально полезным можно быть в любом возрасте, квалификация и опыт пенсионеров могут стать основой нового дела.

Яркие примеры «серебряных» предпринимателей мотивируют продолжать социальную, трудовую, физическую активность. Выход на пенсию — это возможность попробовать себя в чем-то новом, научиться жить и дополнительно зарабатывать в новых для себя реалиях».
Материал подготовили Кристина ШАБУНИНА, Юлия ОВЧИННИКОВА
Другие спецпроекты "Уралинформбюро"
© Все права принадлежат ООО "УралИнформБюро"
welcome@uralinform.ru
Made on
Tilda